Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие каждого ребёнка – индивидуально. Многим известно что, девочки опережают мальчиков в развитии. Случается и обратная ситуация. Например, мальчик фразово говорит уже в 1,5 года, а девочка к 4 годам только начинает осваивать речь. Почему так происходит? Во-первых, в связи с физиологическими и психическими особенности ребёнка. Во-вторых, от того, насколько заинтересованы родители в развитии своего ребёнка. В наше время информационные технологии вытеснили старые добрые книжки, в которых собраны сказки, стихи, потешки и песенки. Родителям некогда заниматься развитием собственного ребёнка. Посадили малыша перед экраном телевизора, включили мультики, и чадо уже никому не мешает. Главное, что родителям так удобно. А зря! Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что дети не говорят. Рассмотрим этот вопрос более детально. Советский психолог, доктор педагогических наук А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа в становлении речи детей: Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речи. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный(от одного года до 3 лет). С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки,т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Что же делать, если ребёнок не говорит, и как поступить в данной ситуации? Предлагаю обратить внимание на несколько рекомендаций.
Если Вы будете выполнять эти простые правила, то очень скоро ребёнок будет правильно и чисто говорить. | |
Просмотров: 200 | |
Всего комментариев: 0 | |