Понедельник, 20.05.2024, 10:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психолог в детском саду

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗГОВАРИВАТЬ?

Развитие каждого ребёнка – индивидуально. Многим известно что, девочки опережают мальчиков в развитии. Случается и обратная ситуация. Например, мальчик фразово говорит уже в 1,5 года, а девочка к 4 годам только начинает осваивать речь. Почему так происходит? Во-первых, в связи с  физиологическими и психическими особенности ребёнка. Во-вторых, от того, насколько заинтересованы родители в развитии своего ребёнка.

В наше время информационные технологии вытеснили старые добрые книжки, в которых собраны сказки, стихи, потешки и песенки. Родителям некогда заниматься развитием собственного ребёнка. Посадили малыша перед экраном телевизора, включили мультики, и чадо уже никому не мешает. Главное, что родителям так удобно. А зря! Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что дети не говорят.

Рассмотрим этот вопрос более детально.

Советский психолог, доктор педагогических наук А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа в становлении речи детей:

     Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речи. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

 

Второй этап — преддошкольный(от одного года до 3 лет).

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

 

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки,т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

 

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Что же делать, если ребёнок не говорит, и как поступить в данной ситуации? Предлагаю обратить внимание на несколько рекомендаций.

  1. Улыбаться при общении с ребёнком, разговаривать с ним, меняя интонацию. Слова должны произноситься правильно, звучать четко. Не стоит ограничиваться стандартным набором – чем разнообразнее будет ваша речь, тем легче и быстрее ваш ребенок будет в будущем увеличивать словарный запас.
  2. Комментировать происходящее вокруг ребенка, обращая внимание, на что малыш направил взгляд. Особенно это касается общения малыша с папой, который не всегда задумывается, как научить ребенка говорить.
  3. Иногда папы ревнуют, поскольку кроха говорит «мама», и не хочет говорить «папа». У ребёнка надо отчетливо спрашивать «Где папа?», показывать на папу, и повторять этот процесс как можно чаще в разных вариациях (например, громко позвать его). Иногда случается и наоборот – ребенок говорит «папа», а маму называет по имени или вообще не называет никак. Действовать в этом случае нужно аналогичным образом.
  4. Нося малыша на руках, знакомьте его с окружающим миром, описывая предметы и их назначение. Если малыш уже научился показывать пальцем на заинтересовавший его предмет, обязательно четко повторите несколько раз, что это такое.
  5. Если ваш ребенок, прекрасно понимающий вашу речь, и при этом не желает произносить слова правильно, сделайте вид, что вы его не понимаете. Просите ребёнка повторить слово за вами. Сначала по слогам, затем всё слово целиком. В этом случае малыш постепенно научится чётко и правильно говорить. 
  6. Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.
  7. Учите вместе с детьми потешки, стихи, пойте песенки. Рассматривая яркие книжки, спросите ребёнка, что изображено на картинке.
  8. Если вы склонны к «сюсюканью», будьте готовы к тому, что ваш ребёнок долго будет искажать звуки или вовсе разговаривать на своём языке.

Если Вы будете выполнять эти простые правила, то очень скоро ребёнок  будет  правильно и чисто говорить. 

Категория: Мои статьи | Добавил: vikayurchenko2011 (25.12.2016)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar